Ви є тут
Как научить ребенка различать время
Сейчас у дочки такой период, когда она стала интересоваться временем. И я озадачилась вопросом, как ей объяснить, что такое время. Цифры она уже знает. У нас на кухне, на плите электронные часы, по ним я ее уже научила сказать который час. Объяснила, что слева от двоеточия то часы, а что справа - то минуты. Но такой способ не учит ребенка понимать что такое время и как оно течет. Были проездом во Львове. Я увидела такой замечательный пазл в виде часов. Его можно так же использовать для изучения цифр. Но мы его используем для изучения времени. Ниже несколько советов о том, как это сделать. Советы я нашла в интернете и сохранила для себя. Может еще кому-то пригодятся. Кому интересно, читаем дальше ...
"Мама, можно я еще минутку поиграю?" - просит малыш. Поскольку время у детей течет не так, как у взрослых, "минутка" в его понимании — это далеко не шестьдесят секунд. Когда ребенок увлечен интересной игрой дома или на прогулке, ему кажется, что времени прошло совсем не много. Осознание, нахождение себя во времени – это сложный для ребенка процесс. Как его упростить?
Перед тем, как научить ребенка различать время, познакомьте его с понятием времени. Как можно доступнее попробуйте объяснить ребенку последовательность событий в мире, который нас окружает, в природе и в ежедневной жизни. Например, что лето наступает на смену весне, а за летом приходит осень; или то, что после дня наступает ночь, а потом - утро, и т.д.
Проявите немного фантазии, рассказывая ребенку о времени. Для начала, можете прочитать ему несколько сказок про время, чтобы ваш малыш начал понимать, насколько оно важно. После подобных сказок он сам начнет задавать вопросы о том, что такое время, для чего оно нужно, почему оно важно. В такой момент можно начинать обучение, так как оно не будет выглядеть принудительным, а будет выполнено по желанию ребенка.
Каждое утро говорите малышу "Доброе утро", а перед сном – «Спокойной ночи». Так ребенок скорее сможет разобраться в течение суток. И когда малыш станет хорошо ориентироваться в сутках и во временах года, хорошо освоит, что все события последовательны, пора рассказать ему о часах.
Для этого, конечно, необходимо знать цифры и обладать умением считать.
Попробуйте объяснить малышу, что у часов есть три стрелочки, и то, что они вертятся, и показывает время. Для начала надо освоить секундную стрелку, потом стрелку часовую, а уже потом минутную.
На примере будильника с секундной стрелкой проще всего объяснить ребенку, что означает секунда. Нужно сказать, что это миг, когда, например, хлопаешь в ладошки. Пускай ребенок при каждом перемещении стрелки хлопает. Когда стрелка опишет целый круг, значит, прошла минута. Обязательно следует дать понять, что минута состоит из 60 секунд.
Следующий этап – часовая стрелка. Объясните, что она показывает часы от одного до двенадцати.
На картонном макете-циферблате нужно поставить большую стрелку на 12, а маленькой отсчитывать часы по порядку - 1, 2, 3,4 часаи дальше, обязательно акцентируя внимание малыша на том, что правильное движение стрелки - по кругу справа налево. Надо непременно дать понятие о том, что большая стрелка движется намного медленнее секундной.
Обычно, дети быстро усваивают такую информацию и могут по заданию родителей выставить часы на игрушечном циферблате.
После этого нужно переходить к минутной стрелке. Понимание того, сколько минут в часе придет к ребенку со знанием цифр уже не до двенадцати, а до шестидесяти. Объясните малышу, что для ориентировки люди внутри каждого часа придумали стрелку, что показывает минуты. И за один час эта стрелочка проходит круг.
Выставляя стрелки на макете, нужно дать понятие, как определяют по часам промежуток временив 5минут ив 1минуту.
В первое время надо изображать на циферблате и говорить, например, так: “Сейчас1 час 15минут”, а не “Сейчас четверть второго” или во так: “Сейчас6 часов 45минут”, а не “Сейчас без четверти семь”. Понятие четверти для ребенка немного сложнее, поэтому спешить с ним не стоит.
Малышу самому понравится возиться с макетом, показывать разные значения времени и проговаривать их вслух для взрослого.
Спустя некоторое время можно будет усложнить задание и попросить ребенка назвать, сколько пройдет минут, если минутная стрелка, к примеру, пройдет от цифры 5 до цифры 9.
В целом, научить ребенка ориентироваться во времени не сложно именно по механическим часам. С электронными часами может возникнуть больше проблем. Когда ребенок смотрит на механические часы, он видит законченный предмет с гранями и знает, что стрелка вращается внутри его. И ребенок понимает, что этому движению присуща цикличность. Когда же он смотрит на электронное табло, то не понимает, сколько именно значений может быть у цифр. Поэтому даже дети школьного возраста часто путаются во времени на электронных часах. Вы можете научить своего ребенка ориентироваться по таким часам, пойдя на небольшую хитрость. Если ваш ребенок уже научился пользоваться механическими часами, нарисуйте их и перенесите обозначения электронных часов на нарисованный круг. Таким образом, вы сможете попросить ребенка запомнить пары чисел, соответствующие друг другу. Благодаря этому ваш ребенок очень скоро научится ориентироваться во времени на любых часах.
И еще один момент, о котором стоит сказать: наши дети воспринимают все наши слова буквально, поэтому, когда малыш осваивает непростую науку подсчета времени, избегайте фраз наподобие: «Я вернусь через минуту», если в действительности вы собираетесь загрузить стиральную машину, а после этого почистить рыбу. Изо дня в день в любой бытовой ситуации помогайте ребенку понять, сколько в действительности длится одна минута.
Конечно, многие папы и мамы начнут протестовать. Видите ли, зачем ребенку знать часы с циферблатом, если практически везде уже используют электронные часы с указанием всего-навсего четырех цифр? В защиту часов традиционного формата можно сказать, что циферблат помогает видеть прошлое и будущее почти в один момент, тогда как на цифровых часах видно только настоящее.
Еще вспомнила один момент нашего воспитательного процесса. Когда дочка сильно расшалится, я усаживаю ее на стул или диван, без всяких игрушек и развлечений, даю в руки мобильный и говорю "Ты наказана на 5(10 и т. д., зависит от степени шалостей) минут. Вот сейчас такой-то час, через 5 минут будет столько-то". И она сидит следит за временем. Когда время наказания проходит, она приходит и отдает мне мобильный.